Выставка Станция Болшево: перекресток судеб

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Приглашаем посетить уникальную выставку «Станция Болшево: перекресток судеб. 1939» в отделе «Новейшая история города». Музей предлагает рассмотреть один год в истории места, познакомившись с  документами и лицами с ним связанными. 1939 год выбран не случайно. Он является важным в истории и культуре города.  Два мемориальных музея, из входящих в Музейное объединение Королева, отсчитывают от него свою историю.  В одном случае — это год создания близ станции Болшево 80 лет назад  первого музея в городе. В другом – это точка отсчета трагических событий, связанных с возвращением в  страну после семнадцати лет эмиграции русского поэта Марины Цветаевой   (ее первый адрес: станция Болшево, поселок «Новый быт») и позже, спустя полвека, историей сохранения памяти об этом цветаевском месте, где в 1992 году был открыт мемориальный дом-музей поэта.

Выставка представляет фонды четырех музеев, входящих в Музейное объединение Королева, часть которых экспонируется впервые.

1939 год — переломный год в истории страны, преддверие Великой Отечественной войны и тяжелых испытаний, выпавших на долю каждого советского человека. Редко какой год может сравниться с 1939-м по насыщенности событиями — от геополитических до локально значимых, от трагических до наполненных оптимизмом.

1939 – страна чествовали героев состоявшегося 28 апреля беспосадочного перелета Москва–США Владимира Коккинаки и Михаила Гордиенко. Их маршрутом спустя два десятилетия станут использовать для регулярных рейсов между Москвой и Нью-Йорком. Оправданным поводом для восхищения и гордости стал павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке, поразивший гостей оригинальностью и размахом: у посетителей была возможность увидеть  хрустальную карту Москвы, посетить станцию метро «Площадь Маяковского» (ее «фрагмент» был отделан теми же материалами, что и оригинал – мрамором и родонитом), увидеть почти семиметровый макет Дворца Советов, весивший 20 тонн и облицованный 117 тыс. кварцитовых плиток.

Этот год отмечен и утратами: в 1939-м ушли из жизни видный деятель партии и государства Надежда Крупская, академик Иван Губкин, педагог Антон Макаренко, Герои Советского Союза летчики Полина Осипенко и Анатолий Серов.  Еще были Халхин-Гол (около 8 тыс. военнослужащих погибли, свыше 2 тыс. пропали без вести) и советско-финская война (по разным данным в ней погибли от 126 тыс. до 150 тыс. человек), репрессии, тюрьмы, лагеря.

День 1 сентября 1939 года, от которого  ведут отсчет Второй мировой войны, стал не только первым днем учебы для школьников и студентов, советским гражданам сообщили новые правила призыва в армию и на флот. Но главным материалом всех печатных СМИ в тот день стал текст доклада председателя Совета Народных Комиссаров, наркома иностранных дел страны Вячеслава Молотова о ратификации советско-германского Договора о ненападении, также известного как пакт Молотова-Риббентропа.

Два события 1939 года важные для локальной истории – решение о ликвидации коммун НКВД и открытие в бывшей усадьбе Крафта в Костине музея Ленина ( 23 декабря 1939 г.).

В январе-феврале 1939 года формально завершилась история знаменитой Болшевской трудовой коммуны, как, впрочем, и других коммун, созданных в стране, как системы трудового перевоспитания малолетних правонарушителей. Как отмечают многие исследователи, Болшевская трудовая коммуна НКВД №1 была  в их ряду явлением уникальным по  замыслу и достигнутым результатам. В её основе лежали гуманистические начала: полное доверие к воспитанникам, самоуправление, обязательный труд и учёба, выбор профессии по желанию и способностям. Первый отечественный звуковой фильм «Путёвка в жизнь», вышедший в 1931 году, прославил коммуну на весь мир. За годы своего существования (18 августа 1924 – января-февраля 1939) коммуна превратилась в воспитательно-производственное учреждение с высокоорганизованными  предприятиями спортивного профиля. Уникальные экспонаты на выставке: коньки, теннисная ракетка, демонстрируют часть ассортимента  продукции предприятий коммуны. Главным же результатом её деятельности было то, что коммуна изменила людей, сделав их полноценными членами общества. Правда, само общество оказалось не готово к своим новым членам и потому, столь трагична их судьба. Еще до формальной ликвидации коммуны многие коммунары были репрессированы, некоторые – расстреляны. Такой была судьба и художника Василия Маслова, чьи графические и живописные работы экспонируются на выставке.

Коммуна размещалась в бывшем имении предпринимателя А.Н. Крафта, где до появления первых коммунаров зимой 1922 года, в усадьбе, переданной совхозу ВЧК, находился глава советского государства В.И.Ульянов (Ленин).В 1939 году  гостевой дом усадьбы, где «отдыхал вождь мирового пролетариата», было решено сохранить как музей. Требовался ремонт здания. Объявив в газете об открытии в июне, только спустя полгода выходит Постановление Президиума Московского областного Исполкома Советов РК и КД от 23 декабря 1939 года об открытии Мемориального дома-музея в бывшем гостевом доме усадьбы Костино, где с 17 января по 1 марта 1922 г.  жил Владимир Ильич Ленин.

К открытию музея было найдено несколько подлинных предметов (письменный стол и напольные часы из кабинета). В дальнейшем экспозиция неоднократно подвергалась уточнению и пополнению недостающими аутентичными предметами, поэтому первоначальный интерьер комнат отличался от современного. Свидетельством этому служит фотооткрытка, на которой запечатлена столовая в марте 1940 г., автор которой коммунар Болшевской трудовой коммуны Николай Шаров.

История первого музея города тесно связана с историей коммуны. И очевидно, что в деле перевоспитания молодых правонарушителей факт пребывания в Костине главы советского правительства имел немаловажное значение: первые заседания конфликтной комиссии коммунары проводили за «ленинским» столом; в разные годы в «доме В.И. Ленина» размещался комитет комсомола, «ленинский» уголок,  редакция газеты, пионерская комната. В 1925 году поднимался вопрос о присвоении Болшевской коммуне имени Ленина.

Решение о ликвидации коммуны  было принято в декабре 1938 г., но реорганизационные мероприятия затянулись, поэтому продукция Спорт-комбината выпускалась под ее маркой   ещё в течение следующего года. На лезвиях коньков выбито: «БОЛШЕВО МЕХ.З-Д НКВД 1939 г.». В книгах из  библиотеки Болшевской трудовой коммуны  до 1940 г. стоят оттиски штампов «Трудовая коммуна НКВД». В повседневной жизни люди ещё долго называли рабочий посёлок, а затем и город Костино «Трудкоммуной». Это подтверждает адрес на почтовой открытке 1941 г.

На выставке представлены уникальные экспонаты из дурылинского собрания, отражающие глубокую внутреннюю жизнь «болшевского отшельника» в предвоенные годы, когда завершается цикл «В своем углу», когда у Сергея Дурылина гостит его друг, выдающийся русский художник Михаил Васильевич Нестеров, когда узкому кругу друзей впервые читается повесть «Сударь-кот». Репрессированный интеллектуал Сергей Николаевич Дурылин после томской и киржачской ссылок возвращается, наконец, в Москву, а с 1936 года постоянно поселяется в Болшеве. В этот период он — постоянный научный сотрудник «Литературного наследства» (в 1939 году на страницах этого фундаментального научного издания выходит его работа «Госпожа де Сталь и ее русские отношения»), исторических сборников «Звенья», постоянный научный сотрудник в Лаборатории по изучению процессов творчества актера при Всероссийском театральном обществе (работы «Ермолова в ролях Екатерины, Волумнии и королевы Маргариты», «Ольга Осиповна Садовская» и  другие), автор «Декады московских зрелищ» и журнала «Театр». Друг Дурылина, выдающийся русский художник Михаил Васильевич Нестеров в 1938 году был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме, его зять, видный юрист В.Н. Шретер, был обвинён в шпионаже, а затем расстрелян, а дочь художника Ольга Михайловна  была отправлена в ссылку в Джамбул. В 1930-е годы возобновляются отношения Сергея Дурылина со старинным другом еще с 1900-х годов, прекрасным русским поэтом Борисом Леонидовичем Пастернаком.

На выставке впервые экспонируются дурылинская «Болшевская тетрадь» («XIV-я или после XIV-й»), экземпляр «Сударя-кота» с восхищенными отзывами Михаила Нестерова и литератора Петра Петровича Перцова; личные вещи Михаила Нестерова (мольберт, карандаши, чашка с блюдцем, портмоне, зонт с тростью и многое другое). «Пастернаковский след» в дурылинском собрании представлен чашкой Бориса Леонидовича Пастернака и автографом на экземпляре перевода Пастернаком «Змеееда» Важа Пшавела в 1934 году. Этот экспонат, который выставляется впервые, интересен не только в контексте взаимоотношений между Сергеем Дурылиным и Борисом Пастернаком – но и в контексте многолетней дружбы Марины Цветаевой и Пастернака, и опытов ее перевода «Змеееда» в Голицыно в 1940-м году.

Впервые представлен «Индустриальный пейзаж» — литография 1930 года друга и корреспондента Дурылина, художника Константина Федоровича Богаевского, отражающая суть индустриальной эпохи, эпохи 1930-х годов. Также впервые на выставке  представлены живописные работы ученика Михаила Нестерова, Федора Сергеевича Булгакова, старшего сына философа и богослова прот. Сергия Булгакова, с 1945 года – мужа Натальи Михайловны Нестеровой, происходящие из «сабуровской» коллекции Дома-музея С.Н. Дурылина. Для молодого Федора Булгакова 1939 год — начало творческого пути, он участвует во Всесоюзной выставке молодых художников, посвященной 20-летию ВЛКСМ, открытой в Третьяковской галерее. На настоящей выставке экспонируются работы живописца, исполненные позже, но в присущей ему манере и тематике, которой он не изменял на протяжении своей творческой жизни . Это этюды Болшева и Абрамцева, пейзажи Радонежа; личные вещи – альбом с зарисовками и палитра.

Безусловно, один из важнейших экспонатов выставки – это возвращенная через 80 лет, в место своего исторического создания, знаменитая «Болшевская тетрадь» Марины Цветаевой, начатая 21 июля 1939 года — свидетельство уникального опыта цветаевских переводов стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова на французский язык, и одновременно – горький дневник на французском языке. Так, на обороте перевода лермонтовского стихотворения «В полдневный жар, в долине Дагестана…» Цветаева пишет: «Я ощущаю здесь собственную бедность, которая кормится объедками (любовей и дружб всех остальных)…  Все вокруг здесь поглощены общественными проблемами (или кажутся поглощенными): идеи, идеалы и т д. — слов полон рот, но никто не видит несправедливости в том, что у меня облезает кожа на руках, — натруженных от работы, которую никто не ценит».  В настоящее время этот экспонат находится на хранении в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ г. Москва) и впервые в истории передан для выставки.

Недолгое пребывание — с 19 июня  по 10 ноября 1939 года – великого русского поэта в Болшеве, стало для Марины Ивановны началом ее личного восхождения на Голгофу: 27 августа была арестована дочь Ариадна Эфрон и друг семьи Эмилия Литауэр, а 10 октября – муж Сергей Яковлевич. На выставке представлены уникальные экспонаты из собрания Мемориального Дома-Музея Марины Цветаевой в Болшеве, передающие атмосферу этого времени: открытка с изображением парижского вокзала Сен-Лазар, откуда начинался путь поэта на Родину, парижская рисованная рождественская открытка друга семьи Цветаевой-Эфрон, духовной дочери прот. Сергия Булгакова, иконописицы мон. Иоанны (Рейтлингер), личные вещи поэта и членов ее семьи.

На страницах советских газет,  конечно, нет ни слова о возвращении из эмиграции поэта Марины Ивановны Цветаевой. В книжно-газетной-журнальной части выставки экспонируется, ставшая популярной и неоднократно переизданная, «Книга о вкусной и здоровой пище», вышедшая в свет в 1939 году.  На «рекламных» страницах журнала «Театр», рядом с дурылинскими статьями – реклама джаза, бегов и Коктейль-холла на ул. Горького в Москве.

Выставка продлится до 29.02.2020 года.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Заказать экскурсию